Ноев Потоп


Истинно, Мы послали Нуха (Ноя) Пророком к его народу.
Он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов.
Но в конце, когда погрязли они в грехах и бесчестии,
Постиг их потоп. (Коран, 29:14)
Повествования о потопе, постигшем народ Пророка Нуха (в Библ. традиции - Ноя), занимает центральное место в культурном наследии всех народов мира. Сюжет этот особо подчеркивается и в аятах Корана, где Всевышний повествует нам о народе Пророка Нуха, который отверг наставления и предупреждения Пророка, о реакции этого народа на приход Господнего посланника и событии, произошедшем с народом позднее.
Пророк Нух был избран Всевышним Аллахом, чтобы предостеречь свой народ, отошедший от Единобожия и начавший поклоняться идолам. Он предупреждал людей, дабы отказались они от своих заблуждений и служили лишь только Всевышнему Господу, Творцу всего сущего. Пророк Нух призывал свой народ отойти от идолопоклонства и богохульства, останавливал их от кровопролития и воровства, запрещая разврат и жестокость по отношению ко всему, что сотворено Аллахом.
Но ни многократные увещевания Пророка, ни предупреждения о грядущей каре Всевышнего не останавливали людей от богохульства и упорствования в грехах. В Коране отражено отношении народа Пророка Нуха к его проповедям:
Истинно, послали Мы Нуха к его народу, и он сказал им: «О мой народ, Аллаху поклоняйтесь! Нет у вас иного Бога, кроме Него. Ужель не боитесь вы Его?» Но ответила знать из его народа, что не веровали (в Бога): «Это – всего лишь человек, подобный вам, он лишь хочет возвыситься над вами. Ведь если бы Аллах желал того, Он послал бы к нам своих ангелов, конечно. И мы не слышали от наших праотцев, чтобы подобное сему случалось». Другие же сказали: «Он всего лишь человек, что впал в безумие и безрассудство, так подождем до поры до времени, пока с ним это не пройдет». «О Господи! – воскликнул Нух, - помоги мне, ведь они меня лжецом считают» (Коран, 23:23-26)
Упомянутая в аяте знать пыталась очернить Пророка, обвинив его в корысти, желании добиться власти в обществе и обогатиться. Они постановили выжечь на нем клеймо «безумца» и изгнать его. Вслед за этими событиями Аллах возвестил Пророку Нуху, чтобы тот начал возведение ковчега, в котором он и уверовавшие из его народа будут спасены, ибо приблизилось время Господней кары нечестивому народу, и никто уже из них не уверует. Потом Господь сокрушит безбожный народ, ибо нет в нем более никакой ценности для Бога и все угнетатели Пророка вскоре встретят кару Господню, ибо потоплены будут. В связи с этим повествованием о каре Господней и потопе, возникает естественный вопрос - как мог Господь наказать людей через их уничтожение?
Ведь Аллах, сотворив человека, сотворил его способным совершать и зло, и добро. Но Аллах сотворил род людской ради поклонения Себе и ради нравственного совершенствования человека, и Аллах мощен Своей высшей волей вмиг уничтожить нечестивое человечество, забывшее о Своем Творце и погрязшее в грехах, чтобы пресечь распространение зла на земле. Через некоторое время после последнего призыва Пророка Нуха к народу обратиться в раскаянии ко Всевышнему и категорического отказа и насмешек народа, настал час расплаты. Земля извергла воды, которые вместе с проливными дождями стали причиной масштабного наводнения. Накануне потопа Аллах повелел Пророку Нуху:
Перенеси в ковчег от всего по паре, по двое, и твою семью, (кроме того, против которого уже сошло Господне Слово), и тех, кто уверовал. И не проси меня за тех, которые поступали несправедливо. Они будут потоплены (Коран, 23:27)
Все, кроме тех, кто последовал за Пророком, и поднялись на ковчег, захлебнулись в водах потопа, включая и сына Нуха, отказавшегося остаться вместе с отцом и не поверившего его словам. Сын Пророка рассчитывал спастись, поднявшись на самую высокую гору. Согласно Корану, когда «сошла вода» после потопа «и свершилось повеление», судно осело на гору аль-Джуди. Потоп стал символом очищения и обновления. Всевышний Аллах посредством потопа очистил землю от скверны безбожия и уничтожил пустое развращенное поколение, тех людей, которые не раскаялись и отвергли Бога.
Аллах лишил их жизни, чтобы они не наделали еще больше зла. А тем, кто последовал за Пророком Нухом, дал возможность начать новую жизнь по закону Бога. Археологические и геологические исследования свидетельствуют, что события произошли именно так, как описывается в Коране. Несмотря на определенные различия в географических названиях местностей и именах людей, многие исторические документы цивилизаций древности с поразительным сходством повествуют о потопе, а все произошедшее с народом, отвергшим Бога, преподносится как назидание современникам.
Помимо Торы и Евангелия, Ноев потоп упоминается в шумерских, ассирийских, вавилонских письменах, в древнегреческих легендах, в древнеиндийских эпосах Сатапатха Брахмана, Махабхарата, в кельтских легендах, в скандинавской Эдде, в народных сказаниях Литвы и даже в китайских легендах. Но каким образом в письменных и устных памятниках культур, столь далеких друг от друга и от географического района предполагаемого потопа, могла появиться удивительно идентичная информация о потопе?
Ответ на этот вопрос очевиден: факт упоминания одного и того же события в эпических памятниках различных культур, не имевших контакта друг с другом, является доказательством того, что люди древности черпали знания из единого божественного источника. История народа Пророка Нуха и страшная участь, постигшая их, была поведана людям Пророками, направлявшимися Всевышним ко многим народам, как назидание и поучительный пример. Именно таким образом весть о потопе и достигла этих культур.
Предания о потопе и повествования о Пророке Нухе встречаются во многих культурологических и религиозных источниках, однако, сам сюжет с течением времени утратил подлинность либо из-за ошибочной передачи, либо из-за умышленного искажения обстоятельств гибели безбожного народа. Как показывают археологические исследования, из всех повествований, которые, по сути, рассказывают об одном и том же событии, единственным археологически подтверждаемым и соответствующим историческим фактам можно считать лишь повествование Корана.
Коран о Пророке Нухе (Ное) и потопе
События, происходившие между Пророком Нухом и его народом, и хронология потопа подробно описываются в Коране. Мы привели откровения Корана в последовательности развития событий, для дальнейшего сопоставления аятов Корана с фактами археологических раскопок.
Пророк Нух (Ной) призывает свой народ к истинной вере
Истинно, послали Мы Нуха к его народу, и сказал он им: «О мой народ! Аллаху поклоняйтесь! Нет у вас иного Бога, кроме Него. Поистине, страшусь я, что постигнут вас муки тяжкие в Великий судный день» (Коран, 7:59) Истинно, я к вам посланник верный от Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Я не прошу у вас награды за это, ибо моя награда - только у Господа миров! Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!” (Коран, 26:107-110)
Истинно, послали Мы Нуха к его народу, и он сказал им: «О мой народ, Аллаху поклоняйтесь! Нет у вас иного Бога, кроме Него. Ужель не боитесь вы Его?» (Коран, 23:23)
Пророк Нух (Ной) предупреждает свой народ о грядущей каре Всевышнего
Поистине, Мы послали Нуха к его народу: «Предостерегай свой народ прежде, чем их постигнет мучительная кара». (Коран, 71:1)
Вы непременно узнаете, кого постигнет унизительная кара, и на кого вечные муки падут. (Коран, 11:39)
Мы отправили Нуха к его народу, и сказал он им: «Воистину, я предостерегаю вас о Господней каре. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Я боюсь, что постигнет вас наказание мучительное в Судный день» (Коран, 11: 26)
Народ отказывается верить в проповеди Пророка Нуха
Но молвила знать его народа: «Как видим мы, ты в безрассудство впал, и мы считаем тебя лжецом» (Коран, 7: 66)
Они ответили: «О Нух! Ты долго с нами препирался и лишь умножил споры с нами; Так яви же нам, наконец, то, чем ты нам угрожаешь, коли ты говоришь правду» (Коран, 11:32)
Когда сооружал он свой ковчег, то всякий раз, как знать его народа мимо проходила, они с издевкой потешались над ним, а он им говорил: «Коли сейчас вы насмехаетесь над нами, потом мы над вами насмехаться будем так же, как вы сейчас глумитесь» (Коран, 11: 38)
Но ответила знать из его народа, что не уверовали (в Бога): «Это – всего лишь человек, подобный вам, он ведь хочет возвыситься над вами. Если бы Аллах желал того, Он послал бы к нам своих ангелов. И мы не слышали от наших праотцев, чтобы подобное сему случалось». Другие же сказали: «Это - всего лишь человек, что впал в безумие и безрассудство, так подождем до поры до времени, пока с ним это не пройдет». (Коран, 23:23-25)
Еще до них отвергли истину Господню люди Нуха и объявили Нашего посланника лжецом. «Вот одержимый», говорили они и глумились, и угрожали ему. (Коран, 54:9)
Оскорбления в адрес Пророка Нуха (Ноя) и тех, кто уверовал в Бога
Безбожные из знати его народа ответили на его призыв: «Как видим мы, ты такой же смертный, как и мы. И видим мы, что следуют за тобой лишь самые презренные из нас, что последовали за тобой, не поразмыслив. И мы не видим, чтобы вы в чем-то нас превосходили. Напротив, мы считаем вас лжецами» (Коран, 11:27)
И сказала знать: «Ужель мы будем верить тебе, коль за тобой пошли безродные и самые никчемные из нас?» Он им ответил: «Не мне судить, что они совершают. Лишь Аллах предъявит им счет, если бы вы только понимали это! Я от себя не стану гнать уверовавших в Бога (какими б низкими они ни представлялись вам), я только вам наставник предостерегающий!» (Коран, 26:111-115)
Аллах укрепляет Пророка Нуха (Ноя) от отчаяния и печали
И в Откровении открылось Нуху: «Истинно, из твоего народа больше не уверует никто, помимо тех, которые уверовали прежде. Потому не печалься о том, что делают они» (Коран, 11:36)
Молитвы Нуха (Ноя)
Господь мой, Ты между мной и ими рассуди открыто, и спаси меня и тех, кто со мною из уверовавших! (Коран, 26:118)
Тогда к Владыке своему он воззвал: «Поистине, я побежден! Помоги же мне!» (Коран, 54:10)
И (Нух) сказал: «О мой Господь! Я призывал к Тебе народ свой и днем, и ночью, но мои проповеди лишь ускорили их бегство от Тебя» (Коран, 71:5-6)
О Господи, - воззвал Нух, - помоги мне, ведь они считают меня лжецом. (Коран, 23:26)
Истинно, воззвал к Нам Нух с мольбой, и Мы ответили на его молитву. (Коран, 37:75)
Повеление о возведение ковчега
Воздвигни ковчег под Нашим руководством и по Нашему откровению. И не проси Меня о тех, которые были нечестивыми, ибо им предстоит потопленными быть. (Коран, 11: 37)
Господняя кара, обрушившаяся на народ Пророка Нуха
Они сочли его лжецом. Но Мы спасли его и тех, кто взошел с ним на ковчег, и потопили всех тех, кто счел знамения Наши ложью. Поистине, то был слепой народ!» (Коран, 7:64)
Потом Мы потопили тех, которые остались. (Коран, 26:120)
Истинно, Мы послали Нуха Пророком к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов. Но в конце, когда погрязли они в грехах и бесчестии, постиг их потоп. (Коран, 29:14)
Мы милостью Своей спасли его и тех, кто был вместе с ним, и истребили на корню всех тех, кто не уверовал и ложью объявил Наши знамения. (Коран, 7:72)
Гибель сына Пророка Нуха
Диалог, произошедший между Пророком Нухом и его сыном, передается в Коране так:
Когда поплыл ковчег с ними на волнах, что были точно горы, Нух сына своего позвал, что поодаль от остальных держался: «О сын, взойди к нам на ковчег и с нечестивыми не оставайся!» Но сын ответил: «Я взойду на гору, она защитит меня от воды». Ответил Нух: «От повеления Аллаха сегодня нет спасенья никому, помимо тех, кому Он милость даровал». Но тут между ними поднялась волна, и утонул сын вместе с остальными» (Коран, 11:42-43)
Спасение уверовавших
И Мы спасли его и тех (людей и животных), что были с ним в нагруженном ковчеге. (Коран, 26:119)
Так Мы спасли его и тех людей, что были в Ковчеге, и сделали потоп знамением и назиданием для миров. (Коран, 29:15)
О физических особенностях Потопа
Мы распахнули врата неба, потоки вод с него извергнув. Затем Мы рассекли источниками землю, и встретилась вода небес с земной водой, как было Господом повелено и решено. И понесли его Мы на ковчеге, построенном из досок и гвоздей. (Коран, 54:11-13)
Когда настало время исполниться Нашему повелению, и печь земная вскипела водами, сказали Мы: «Ты погрузи в ковчег по паре всякой живности, твою семью, кроме того, против которого уже сошло Господне Слово, и тех, кто уверовал». Но лишь немногие уверовали с ним. И он сказал: «Садитесь на него, и с именем Аллаха ему и плыть, и на причале оставаться. Поистине, прощающ мой Господь и милосерд!» Когда поплыл ковчег с ними на волнах, что были точно горы, Нух сына своего позвал, что поодаль от остальных держался: «О сын, взойди к нам на ковчег и с нечестивыми не оставайся!» (Коран, 11: 40-42)
Мы внушили повеление ему: «Построй ковчег под Нашим руководством и по Нашему внушению тебе. Когда же Наше повеление придет, и печь земная потоки вод извергнет, ты погрузи в ковчег по паре всякого живья, твою семью, помимо тех из них, против кого Мое слово прежде было, ко Мне не обращайся ради нечестивых - им предстоит потопленными быть». (Коран, 23:27)
Об окончании Потопа и ковчеге, осевшем на гору
И было повеление Господне: «Земля, поглоти свои воды! Небо, удержи свои потоки!» И спали воды, и свершилось повеление, и встал ковчег на горе Джуди, и прозвучало вновь: «Пусть сгинет нечестивый люд!» (Коран, 11:44)
Поучительный смысл Потопа
Истинно, когда из берегов своих излились воды, Мы понесли вас по воде в плавучем ковчеге, чтобы стало это всем предупреждением и чтобы внимающее ухо урок сей в памяти несло. (Коран, 56:11-12)
Всевышний восхваляет мужество и веру Пророка Нуха (Ноя)
Да будет мир Нуху во всех мирах! Так Мы вознаграждаем тех, кто вершит благое. Ведь, поистине, он был праведным рабом Нашим. (Коран, 37:79-81)
Был ли Потоп локальной катастрофой?
Историки, отрицающие факт потопа, в доказательство приводят доводы о нереальности глобального затопления в масштабах Земли. Подобное утверждение выдвигается с целью критики истинности аятов Корана и всех Священных Писаний, ниспосланных Всевышним. Согласно утверждениям ряда ученых-атеистов, Священные Книги, в том числе и Коран, подтверждающие и повествующие о реальности потопа во всемирном масштабе, вводят людей в заблуждение. Между тем это заявление абсолютно несостоятельно в отношении Корана, являющегося единственным, неискаженным человеческим вмешательством, прямым откровением Бога.
Повествование о потопе в Коране кардинально отличается от повествований Торы, например. Тора гласит, что потоп был глобальным катаклизмом, охватившим весь мир, тогда как в Коране нет такой информации. Напротив, из аятов Корана, повествующих о потопе, следует, что потоп носил локальный характер, и был наказанием не всему миру, но лишь народу, предостереженному Пророком Нухом.
Эта разница трактовок легко прослеживается при сравнительном анализе повествований Торы и Корана. Тора, Божественный текст которой был искажен человеческим вмешательством на протяжении истории множеством сокращений и добавлений, повествует о начале потопа так:
«И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время; и пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их. Ноах же понравился очам Господа» (Бырэйшит (Бытие) 6: 5-8)
В Коране же Всевышний Аллах сообщает о каре, обрушенной Им не на весь мир, но лишь на народ Нуха. Равно как и Пророк Худ посланный к адитам или Пророк Салих, посланный к самудянам, или же другие Пророки, Пророк Нух был послан лишь к своему народу. И потоп уничтожил только народ Нуха. Истинно, послали Нуха Мы к его народу, и сказал он им:
«Поистине для вас я – лишь увещатель ясный, предостерегающий. Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Страшусь я, что настигнет вас тяжкая кара в Судный День» (Коран: 11:25-26)
Истреблен был только тот народ, который пренебрег призывом Пророка Нуха, и усердствовал против Бога. Аяты Корана, повествующие о событии, не оставляют сомнений в правоте этого утверждения:
Они сочли его лжецом. Но Мы спасли его и тех, кто был с ним в ковчеге, и потопили тех, кто счел знамения Наши ложью. То был поистине слепой народ» (Коран, 7:64)
Мы милостью Своей спасли его и тех, кто был вместе с ним, и истребили на корню всех тех, кто не уверовал и ложью объявил знамения Наши. (Коран, 7:72)
Аллах в Коране предупреждает нас о том, что Он многократно предупреждает людей о вершимых ими бесчинствах, ниспосылая им Пророков и различные природные катаклизмы, которые должны заставить людей одуматься и осознать свою зависимость от Бога. В случае с народом Пророка Нуха только категорический отказ народа от увещеваний, богохульство и нежелание услышать слова Пророка привели к их гибели. Народ сам избрал для себя эту участь, их безбожие предрешило их исход, чаша гнева Всевышнего Господа исполнилась до краев:
Не погубил Господь твой ни единого селенья, пока к ним в главное скопление людей не был направлен Наш посланник, разъясняющий им знамения Наши. Мы не губили ни единого селенья без того, чтобы все обитатели его нечестивыми были. (Коран, 28:59)
Аллах многократно предупреждает народы, посылая своих Пророков, и в данном случае был уничтожен только народ Пророка Нуха, но никак не все народы мира, ибо не были к ним направлены посланники Господа.
Из повествований аятов Священного Корана становится ясно, что Ноев потоп не носил характер глобальной катастрофы, но был лишь локальным стихийным бедствием. Археологические раскопки, проведенные в предполагаемой зоне бедствия, подтверждают свидетельства Корана: потоп не был планетарным явлением, но лишь масштабной катастрофой, обрушившейся на большую часть Месопотамии.
Были ли взяты на ковчег все животные?
Еще один вопрос, который вызывает множество критических замечаний в отношении физической возможности потопа - были ли взяты на ковчег все животные? Толкователи Торы полагают, что Пророк Нух взял на возведенный им ковчег все виды животных, обитавшие на земле, и, таким образом, животный мир был спасен от исчезновения. Однако сторонники такого убеждения попадают в весьма затруднительное положение и не могут ответить на множество возникающих в этой связи вопросов: Чем питались животные, взятые на корабль? Каким образом они были собраны в столь короткий срок на ковчеге? Как осуществлялся уход за ними? Каким образом они были изолированы друг от друга? Более того, не совсем ясно и то, каким образом были собраны воедино животные с различных материков.
К примеру, полярные млекопитающие, австралийские кенгуру или характерные для американского континента бизоны? Затем следует целая вереница вопросов: Каким образом были пойманы дикие, хищные и опасные для жизни человека ядовитые животные (змеи, скорпионы и т. д.)? Как эти животные сохранились вне своих естественных условий обитания до окончания потопа? Однако эти вопросы возникают по прочтении повествования о потопе и ковчеге в Торе.
При анализе повествования Корана логических противоречий не возникает, ибо в Коране нет информации, указывающей на то, что на ковчег были взяты все виды животных. Коран гласит, что потоп был локализован в определенном географическом пространстве, и поэтому животные, взятые на корабль, должны были быть обитателями именно того географического ареала, где проживал народ Нуха. Нельзя даже предположить, что возможно было бы собрать на одном ковчеге хотя бы тех животных, которые обитали в этом районе.
Трудно представить себе Пророка Нуха и немногих его последователей, которые, разойдясь по Месопотамии, принялись бы собирать по паре тысячи видов животных. Фауна этого географического ареала настолько богата и разнообразна, что не представляется возможным собрать хотя бы только насекомых этого района, к тому же учитывая необходимость отбора мужских и женских особей. Вот почему логично предположить, что на ковчеге были собраны лишь те животные, которых легко поймать и содержать, особенно тех, которые приручены людьми, то есть домашних животных: верблюдов, лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Словом, те виды, что необходимы человеку для обустройства новой жизни в районе, утратившем все живое из-за длительного потопа. Быть может, высшая мудрость повеления Всевышнего о сборе животных на Ковчег, заключалась не в сохранении рода животных, а в том, чтобы дать человеку все необходимое для продолжения жизни и обеспечения нужд после потопа, ибо нелогична возможность исчезновения всего животного мира в результате локального потопа.
Ведь после того, как сошли воды, животные из соседних ареалов вновь перекочуют в эту местность и придадут ей былую живость. В повелении Всевышнего приоритетным было сохранение условий для новой жизни рода человеческого, что начнется после потопа, и животные, должно быть, были собраны с этой целью.
Насколько поднялись воды?
Еще одним спорным моментом в трактовке потопа является вопрос о том, как высоко поднялись воды? Поднялись ли воды настолько, чтобы покрыть горы? Как известно, в Коране упоминается, что по завершении потопа ковчег осел на самой высокой точке, на горе аль-Джуди. В переводе с арабского «аль-джуди» означает и географическое название горы, и просто “возвышенное место, вершину”. Тогда можно предположить, что слово «аль-джуди» могло быть употреблено в Коране не как географическое название горы, а означать лишь возвышенное место, на котором осел ковчег.
Из этого значения слова “аль джуди”, употребленного в тексте Корана мы можем заключить, что воды потопа достигли лишь определенной высоты, но не покрыли собой всю сушу. То есть потоп не поглотил своими водами всю землю и все горы, как сообщается в тексте Торы и эпических преданиях многих народов, но покрыл лишь конкретный регион земли.
Географический район Потопа
Наиболее вероятным районом потопа, погубившего безбожный народ Пророка Нуха, считается Месопотамская низменность, ибо именно здесь существовали крупнейшие цивилизации древности. Учитывая географическое положение низменности в междуречье Тигра и Евфрата можно логически заключить, что наводнение происходило точно в указанном регионе.
Выход из берегов двух крупнейших рек Месопотамии, по всей вероятности, усугубил масштабы потопа. Сохранились еще и исторические свидетельства о потопе, указывающие именно на этот географический район. Среди летописей многих цивилизаций древности, сохранившихся до наших дней, найдены документы, свидетельствующие о потопе, произошедшем в тот же период времени.
Цивилизации, ставшие свидетелями гибели народа Нуха, запечатлели ход событий и печальный итог этого природного катаклизма. Известно также, что большинство легенд о потопе в основе своей имеют месопотамские корни. Но самыми яркими подтверждениями являются факты археологических раскопок. Они показывают, что в этом районе действительно произошло крупное наводнение, сокрушившее на длительный период культуры и народы, проживавшие в регионе. Из раскопок, проведенных в Месопотамии, стало известно, что регион неоднократно постигали бурные наводнения и бедствия, вызванные выходом из берегов Тигра и Евфрата.
Так, к примеру, один из годов правления царя Ибби-Сина в городе Ур, располагавшегося на юге Месопотамии около 2000 лет до н.э., характеризуется как «время после потопа, стершего границы между небом и землей», так же, как и год в эпоху правления вавилонского царя Хаммурапи (1700-е годы до н.э.) известен по «разрушению потопом города Эшнунны».
В Х веке до н. э., во времена правления царя Набумукинапала, в Вавилоне произошло крупное наводнение.2 Сильные наводнения происходили в этом районе также в VII, VIII, X, XI и XII веках н. э. Происходили они и в ХХ столетии: в 1925, 1930 и 1954 годах.3 Очевидно, что этот район всегда был географически предрасположен к наводнениям, так что масштабное бедствие, погубившее народ Пророка Нуха, вполне логично для региона.

Археологические доказательства Потопа
Всем известно, что при внезапном исчезновении или прекращении существования какой-либо цивилизации, что возможно в случае мощного стихийного бедствия, катаклизма, внезапного переселения народа или его гибели в результате войны – следы этой цивилизации сохраняются гораздо лучше и дольше. Дома, в которых жили люди, утварь, вещи, которые они использовали в повседневной жизни, в течение очень короткого времени оказывались погребенным слоями песка и земли. Таким образом, земля таит в своих недрах важные свидетельства былой жизни, сохраняя их долгое время от разграбления людьми и разрушительного влияния света и воздуха.
Многие свидетельства потопа, обрушившегося на народ Пророка Нуха, стали доступны нашему знанию благодаря тому, что были надежно укрыты слоями земли и обнаружены археологами лишь в недавнем прошлом. Потоп, который, как предполагалось, произошел в 3000-х гг. до н.э., в одночасье стер с лица земли высокоразвитую цивилизацию, и уже вскоре на этих землях появились новые цивилизации и государства. Ясные доказательства потопа сохранялись на протяжении 4 тысячелетий, чтобы стать нам назиданием. В 20-м веке археологи, поставившие целью найти следы потопа Пророка Нуха, упомянутого во всех Господних Писаниях, проводили широкомасштабные исследования в данном регионе.
Их поиски увенчались успехом, доказательства мощнейшего потопа, произошедшего около 3000 годов до н.э, были найдены. Причем сразу в четырех городах! Эти города были важнейшими торговыми центрами Месопотамской низменности - Ур, Урук, Кыш и Шуруппак. Раскопки, проведенные в этих городах, показали, что все они были охвачены водой примерно в 3000 году до н. э. Раскопки, проводившиеся на территории древнего города Ур (совр. название – Тель Эль-Мухайер) обнаружили следы цивилизации, зарождение которой датировалось не позднее 7000-хх гг. до н.э. Город Ур, один из первых очагов цивилизации в Месопотамии, стал центром поселения, в котором на протяжении истории сменилось множество народов, культур и государственных образований.
Находки археологов, работавших в окрестностях города Ур, показали, что цивилизация, населявшая город, прекратила свое существование вследствие колоссального потопа и селя. Позднее на этих землях были основаны новые поселения и цивилизации. Сэр Леонард Вуллей возглавлял в 1922-1934 гг. совместную археологическую экспедицию Британского музея и Пеннсильванского университета США. Раскопки экспедиции Вуллея, результаты которых стали сенсацией мирового масштаба, проходили в пустыне между Багдадом и Басрским заливом.
Первыми поселенцами местности, где позднее возник город Ур, были люди, пришедшие с севера Месопотамии и называвшие себя убайдийцами. В поисках сведений об этом народе и были начаты скрупулезные раскопки. Журнал «Ридерз Дайджест» комментировал результаты экспедиции Вуллея:
В месте раскопок по мере углубления в недра земли стали появляться очень важные находки: был обнаружен могильник царей города Ура. В могильнике было найдено множество вещей: шлемы, сабли, музыкальные инструменты, украшения и элементы декора, сделанные из золота и драгоценных камней...
Кроме того, были найдены ценнейшие исторические записи, клинопись, сделанные на прессованных глиняных табличках с удивительной искусностью и мастерством. Исследователи нашли записи, упоминавшие те же имена, что и тексты царей Ура; более того, среди них было упомянуто и имя основателя Урской династии. Вуллей пришел к выводу, что захоронения на кладбище начали закладывать ранее первой династии; эта высокоразвитая цивилизация должна была существовать еще до первой династии убайдийцев.
Углубившись под могилы, рабочие продвинулись еще на метр, под полусохранившиеся кирпичи и стали находить останки глиняной посуды и утвари. “И вдруг все прекратилось”- писал Вуллей. “Мы уже не находили ни глиняной посуды, ни пепла, а вытаскивали лишь чистый ил, явно нанесенный водой. Вуллей продолжал раскопки. Рабочие прошли через почти двухметровый слой чистого ила …и вдруг натолкнулись на кремневые орудия и осколки глиняной посуды, изготовленные людьми позднего каменного века.
После удаления слоя ила на свет стали появляться следы цивилизации, что подтверждает тезис об имевшем место наводнении непосредственно в этом районе Месопотамии. Кроме того, микроскопический анализ проб ила показал, что толстый слой чистого ила был нанесен сюда мощным наводнением, способным уничтожить всю древнешумерскую цивилизацию. Так, в шурфе, выкопанном археологами в Месопотамской пустыне, объединились доказательства шумерского эпоса о Гильгамеше и легенд о Пророке Нухе.4
Участник экспедиции Вуллея, историк Макс Маллоуэн комментировал мысли Леонарда Вуллея:
“Вуллей отметил, что образовавшаяся за один отрезок времени столь крупная масса грязи и ила могла быть только итогом очень сильного наводнения, и охарактеризовал этот слой грязи, разделивший цивилизации шумерского Ура и города Аль-Убайда, пользовавшегося обнаруженной разрисованной глиняной посудой, как явный след легендарного потопа”.5
Эти данные показывали, что город Ур находился в зоне распространения потопа. Немецкий археолог Вернер Келлер так охарактеризовал значение проведенных раскопок: “Обнаружение под слоем ила развалин города в ходе проведенных в Месопотамии раскопок доказало действительность произошедшего здесь наводнения”. 6
Еще одним городом Месопотамии, при раскопках которого были обнаружены селевые следы потопа, был древнешумерский город Киш (ныне Телль-Аль-Ухаймер). В древнешумерских клинописях город Киш характеризуется как “столица династии, пришедшей к власти после великого потопа”.7
Город Шуруппак, расположенный в южной Месопотамии (ныне Тель-Аль-Фара) также сохранил очевидные следы потопа. В период с 1920 по 1930 год здесь работала археологическая экспедиция во главе с Эрихом Шмидтом из Пенсильванского университета. В ходе раскопок в различных слоях земли легко прослеживалось зарождение и развитие цивилизации, существовавшей между 3000 и 2000 гг. до н.э. Из клинописных надписей шумеров стало известно, что в 3000-х годах до н.э. в районе Шуруппака существовала высокоразвитая цивилизация. 8
Но, самое главное, выяснилось, что в период между 3000 и 2900 годами до н. э. и в этом городе произошло крупное наводнение. Археолог Макс Маллоуэн, рассказывая о раскопках Шмидта, писал:
“На глубине 4-5 метров Шмидт достиг слоя желтой земли, представляющей собой смесь глины и ила (этот слой образовался в результате наводнения). Относительно среза холма этот слой находился на уровне, близком к уровню равнины, и прослеживался по всему срезу холма. Шмидт охарактеризовал этот слой как смесь глины и ила, разделявший период Джемдет Насра (энеолитические поселения конца 4-го тыс. до н. э. близ Вавилона) от периода древнего царства, как “песок чисто речного происхождения” и связал его с потопом”. 9
Таким образом, следы катастрофического наводнения, приходившегося на период между 3000 - 2900 гг. до н.э., были обнаружены и в ходе раскопок в городе Шуруппак. Очевидно, что город Шуруппак так же оказался в зоне потопа. 10
Согласно клинописным надписям шумеров последним поселением, оказавшимся в зоне влияния потопа, был город Урук (ныне Тель-Аль-Варака), располагавшийся к югу от Шуруппака. При раскопках возле Урука также был обнаружен слой ила, нанесенный наводнением, и датировавшийся 3000-2900 гг. до н.э. 11
Как известно, реки Тигр и Евфрат протекают по всей территории Месопотамии. Ясно и то, что во время наводнения эти реки, смешавшись со всеми мелкими и крупными источниками, вышли из берегов и вместе с проливными дождями вызвали катастрофическое наводнение, затопившее многометровым слоем воды всю Месопотамию, причем вода не спадала длительное время. Всевышний Господь в Коране описывает нам события, вызвавшие потоп:
И открыли Мы врата неба с водой низвергающейся. И рассекли Мы земли источниками бурными. И по повелению, которое было решено, воды соединились. (Коран, 54:11-12)
Истинно, когда из берегов излились воды, мы понесли вас по воде в плавучем ковчеге. (Коран, 69:11)
При рассмотрении всех фактов по отдельности, явление потопа, накрывшего собой всю Месопотамскую низменность, выглядит вполне естественным. Удивительным является лишь то, что Пророк Нух предупредил свой народ о близости этой Господней кары и через очень короткое время все эти факты свершились в один момент, то есть разрозненные природные явления объединились в катаклизм, который стер с лица земли народ, отвернувшийся от Бога.
Проанализировав все факты, полученные в ходе археологических исследований, становится очевидным, что многометровые воды потопа покрыли собой всю Месопотамскую низменность на территории площадью 650 на 160 километров. При изучении расположения городов Ур, Урук, Шуруппак и Киш, сохранивших следы потопа, выяснилось, что все четыре города расположены на одной оси. Отметим и тот факт, что в 3000-х годах до н.э. рельеф Месопотамской равнины отличался от современного. В те времена русло реки Евфрат было восточнее нынешнего и проходило вдоль оси, соединяющей города Ур, Урук, Шуруппак и Киш. Следовательно, потоп должен был охватить эти четыре города и их окрестности.
В Коране упоминается о соединении отверзшихся «земных и небесных источников», то, должно быть, Евфрат вышел из берегов и разошелся, равняя с землей вышеупомянутые четыре города.
Религии и культуры, упоминающие о Потопе
Предания о потопе народа Нуха передавались Господними Пророками всем народам, которых они призывали к вере и служению Всевышнему, однако со временем предание было искажено множеством вымыслов и добавлений, в силу которых предание и превратилось в легенду, лишенную реальности. Всевышний Аллах уведомлял людей о потопе времен Пророка Нуха через Писания и Пророков, ниспосланных к различным народам, чтобы стал он назиданием заблуждающимся о своем Творце. Но каждый раз их содержание все более и более искажалось передатчиками, и в повествование о потопе добавлялись элементы мистики и мифологии.
Единственным прямым источником откровений Всевышнего о потопе, подтверждаемым открытиями современной археологии, является Коран. Всевышний Аллах сообщил нам в Коране, что сохранит откровение Корана, последнего Господнего писания к людям, в неизменном виде и ни единое слово в Коране не будет изменено человеком:
Мы истинно послали Книгу (напоминание) людям и будем истинно блюсти ее сохранность. (Коран, 15: 9)
В завершении данной главы о потопе, постигшем народ Пророка Нуха, приведем для сравнения ряд искаженных сведений о событиях 3.000-летней давности, представленные в Торе, Евангелии и иных исторических свидетельствах.
Повествования о Потопе в Торе
Откровения Торы были ниспосланы Всевышним Господом Пророку Мусе (Моисею), однако со временем Божественное слово утратило свою первозданную подлинность в силу человеческого вмешательства в Господний вероустав. Следовательно, отягощенная человеческим вмешательством Тора скорее должна рассматриваться как историческая книга, нежели Господнее откровение. Некоторые противоречия в описании событий касаются и повествований о народе Пророка Нуха.
Но суть идея Господней кары безбожному народу проходит главной темой и в Коране, и в Торе. Согласно тексту Торы, Господь оповещает Пророка Нуха, что земля переполнилась злодеяниями людскими и кара Господня уничтожит все человечество за исключением праведных верующих. Господь повелевает Пророку Нуху построить ковчег и обстоятельно описывает, каким должен быть ковчег.
Кроме того, Господь наказывает ему взять с собой трех сыновей вместе с их женами, по паре из всех животных и некоторое количество провизии. Через семь дней, когда настал назначенный час расплаты, разверзлись все земные недра, отворились небесные врата, и вода стала изливаться из земли и с небес. Начался великий потоп, продолжавшийся сорок дней и сорок ночей. Ковчег плыл по воде, покрывшей все возвышенности и горы. Так спаслись те немногие, кто был вместе с Пророком Нухом. Остальные же люди захлебнулись в бескрайних водах. По прошествии 40 дней и 40 ночей дожди утихли, а еще через 150 дней уровень воды стал снижаться. Вслед за тем, на семнадцатый день седьмого месяца ковчег опустился на горы Араратские.
Для того чтобы выяснить, сошли ли воды, Пророк Нух пускает с ковчега голубя. Голубь не возвращается на ковчег, из чего становится ясно, что воды порядком сошли. Еще через некоторое время Господь повелевает Пророку Нуху, что теперь они могут сойти с судна на землю. Вспомним повествования Торы о потопе и ковчеге Пророка Нуха:
«И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время, и пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что создал их. Ноах же понравился очам Господа» (Бырэйшит (Бытие), 6:5-8)
«И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с землею. Сделай себе ковчег из дерева гофэр; с отделениями сделай ковчег и осмоли его смолою внутри и снаружи. И вот как сделаешь его: триста локтей длина ковчега, пятьдесят локтей ширина его и тридцать локтей высота его. Сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его кверху, и дверь ковчега помести сбоку его; с нижними, вторыми и третьими (жилищами) сделай его. И Я вот, наведу потоп, воду на землю, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что на земле, скончается. Но с тобою Я установлю Мой союз, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введешь в ковчег, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их и из скота по роду его, и из всех движущихся по земле по роду их, по два из всех войдут к тебе, чтобы остались в живых. А ты возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она тебе и им пищею. И сделал Ноах все, как повелел ему Бог; так он и сделал» (Бырэйшит (Бытие), 6:13-22)
«И из всякого скота чистого возьмешь себе по семи: самца с самкою, а из скота, который нечист, по два: самца с самкою. Также из птиц небесных по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить семя на всей земле…» (Бырэйшит (Бытие), 7: 2-3)
«И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бырэйшит (Бытие), 8: 4) «И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли…» (Бырэйшит (Бытие) 9: 11-12)
Согласно Торе, повелением Всевышнего «все, что есть на земле, лишится жизни» кара небес охватила все человечество, а в живых после потопа остались лишь те, кто взошел на ковчег вместе с Пророком Нухом.
Повествования о Потопе в Евангелии
Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна были составлены предположительно через 40-60 лет после вознесения Иисуса (в Коранической традиции – Пророка Исы, мир ему). Естественно, что текст Евангелий не может быть слово в слово речами Пророка Исы, ибо все 4 официально признанных Евангелия были записаны через несколько десятилетий после его перехода в иной мир и записаны в пересказе с чужих слов. Надо отметить, что определенные противоречия в текстах 4 Евангелий вполне очевидны.
Так, например, Евангелие от Иоанна, значительно отличается по содержанию от 3 вышеупомянутых (синоптических) Евангелий, которые довольно близки друг другу по изложению. Таким образом, Евангелие являет собой не прямое Божественное послание, но более историческое повествование, составленное из воспоминаний апостолов и очевидцев деяний Пророка Исы. В Евангелии потоп описывается так: среди множества нечестивых людей был один праведник – Ной, которого Господь избрал и повелел ему быть проповедником для неправедного народа, призывать их к Единому Богу.
Но чем более люди слушали призывы Пророка Нуха, тем более они погружались в пучину греха, покрывая бесчестием Божественный дар жизни, разрушая закон Творца о мире и человеке, упорствуя в грехах. За это Господь наказал род человеческий, а Пророка Нуха и немногих уверовавших спас в ковчеге. Приведем некоторые упоминания Евангелия, связанные с этим историческим событием:
«Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого». ( Евангелие от Матфея 24: 37-39)
«Господь не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых». (2-ое Послание Петра 2: 5)
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех». ( Евангелие от Луки 17: 26-27)
«Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, был потоплен водою». ( 2-ое Послание от Петра 3: 5-6)
Сведения о Потопе в исторических и эпических памятниках других культур
Повествования о потопе у шумеров: Бог по имени Энлиль сообщает людям о решении остальных богов уничтожить человечество и о своем намерении спасти людей. Главный персонаж повествования – праведный царь города Сиппар по имени Зиусудра. Бог Энлиль рассказывает Зиусудре о том, что следует сделать последнему для спасения во время потопа. Часть текста, повествующего о строительстве лодки, утеряна, но о существовании такой части становится понятным из глав, где рассказывается о потопе и спасении Зиусудры. Опираясь на вавилонскую версию повествования, можно придти к заключению, что в полной шумерской версии события содержатся более убедительные детали, поясняющие причину потопа и строительства ковчега.
Шумеро-вавилонские источники: По записям Шумера и Вавилона, Ксисутрос или Хасисатра, его семья, друзья вместе с птицами и животными спаслись от потопа на 925-метровом корабле. «Воды устремились к небу, океаны покрыли берега, и реки вышли из своих русел». Затем корабль сел на Гордионову гору.
Ассиро-вавилонские источники: Из письменных источников Ассирии и Вавилона известно, что некий праведник Убар-Туту (или Хасисатра), его семья, прислуга вместе со своими стадами и дикими животными спаслись на судне длиной в 600, шириной и высотой в 60 локтей. Потоп продолжался шесть дней и шесть ночей. Когда судно причалило к горе Ницир, были выпущены голубь и ворон. Вернулся же только голубь.
Другие эпические памятники Шумера, Ассирии и Вавилона упоминают, что Утнапишти вместе со своей семьей благополучно перенесли этот потоп. «На седьмой день Утнапишти выглянул наружу, кругом было безмолвие. Сын человеческий вновь превратился в глину», – так повествуется далее. После того как корабль сел на гору Ницир, Утнапишти посылает голубя, ворона и ласточку. Ворон остается, чтобы поживиться мертвечиной, другие же две птицы не возвращаются.
Повествования о потопе у Вавилонян: Вавилонским аналогом легенды о Зиусудре является Утнапишти. Другой главный герой – Гильгамеш. Согласно легенде, Гильгамеш решает найти своего отца, чтобы добыть секрет бессмертия. Его предупреждают о трудностях и опасностях такого пути: для этого предстоит пройти через «Горы Машу и Воды Смерти», что до сих пор удалось только богу Шамашу (богу Солнца). Как бы то ни было, Гильгамеш преодолевает этот тернистый путь и, наконец, успешно добирается до Утнапишти.
Текст обрывается в том месте, где говорится о встрече Гильгамеша и Утнапишти. Далее, уже в более четко читающейся части текста, Утнапишти поведал Гильгамешу, что «тайну смерти и жизни боги выделили для себя», то есть не дали человеку. После чего Гильгамеш спрашивает Утнапишти, как же ему удалось разузнать тайну бессмертия; в ответ Утнапишти рассказывает ему легенду о потопе. Потоп является главным сюжетом знаменитых «двенадцати табличек» эпоса о Гильгамеше: Утнапишти начинает свою речь, сделав оговорку, что легенда, которую он собирается рассказать, является «тайной богов». Далее он сообщает, что родом он из Шуруппака – самого древнего города страны Аккад.
По его рассказам, бог Эа, обратившись к нему из-за тростниковой стены хижины, поведал ему о решении богов уничтожить потопом все «семена жизни». Но, как и в шумерской версии потопа, в вавилонской интерпретации также неизвестна причина этого решения богов. По рассказам Утнапишти, Эа говорит ему о постройке корабля, Утнапишти должен был принести «семена всякой живности». Он также указывает Утнапишти размеры и форму корабля, согласно которым ширина, длина и высота корабля равны друг другу. Буря бушует шесть дней и шесть ночей. Стихия унимается на седьмой день, и Утнапишти видит, что все вокруг «стало грязью». Корабль садится на гору Ницир.
Индийские легенды: В индийских легендах Сатапатха Брахмана и Махабхарата персонаж по имени Ману спасается от потопа с Ришиз. По легенде, рыба, пойманная Ману, но затем отпущенная им на волю, вдруг быстро вырастает и говорит Ману, чтобы тот построил корабль и привязал к ее рогам рыбы. Эта рыба считается также воплощением бога Вишну. Рыба, перенеся корабль через гигантские волны, уносит его на север и оставляет на горе Химават.
Английские легенды: Легенды, сохранившиеся в Великобритании, в графстве Уэльс, повествуют, что некие Двифан и Двифах спаслись от большого бедствия на корабле. После того как утихли ужасные наводнения, вызванные взрывом озера Линлайона, называемого «Озером Волн», Двифан и Двифах возрождают народ Британии.
Скандинавские легенды: Скандинавский эпос Эдда повествует о том, как герой по имени Бергалмер со своей женой спасается от потопа на большом судне, а остальные люди погибают.
Литовские легенды: В легендах Литвы несколько пар людей и животных спасаются на вершине высокой горы внутри скорлупы ореха. Когда ветры и наводнения, длившиеся 12 дней и 12 ночей, уже достигли вершины горы и должны были поглотить находившихся там, Господь бросает им гигантскую ореховую скорлупу. Укрывшиеся на горе спасаются от бедствия, путешествуя в ореховой скорлупе.
Китайские легенды: В легендах китайского происхождения, некто по имени Йао и еще семь человек (по другой версии – Фа Ли, его жена и дети) спасаются на паруснике от наводнений и землетрясений. «Земля разбилась вдребезги… Воды забили из земли и покрыли все вокруг…» – так говорится в этих легендах.
Потоп в греческой мифологии: Зевс решает уничтожить потопом людей, которые погрязли в грехах. От этого наводнения спасаются лишь Девкалион и его жена Пирра, так как отец Девкалиона – Прометей – велит сыну построить судно. На девятый день потопа муж и жена ступают на гору Парнас. Все эти источники в основе своей повествуют об одном историческом факте. Божественное послание о потопе, весть о Пророке Нухе и его народе дошли до всех народов, сотворенных Всевышним на земле. Однако по мере отклонения людей от сути Господнего откровения претерпела серьезные изменения и информация о потопе, превратившись в легенды и мифы. Истинным же источником, содержащим действительную историю Пророка Нуха и его нечестивого народа, подтверждаемую фактами археологических раскопок, является Коран – единственный неискаженный источник Божественного откровения. Именно поэтому Коран открывает нам многие неизвестные ранее факты исторических событий народов древности.

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder